atkritka_1335968550_266
Аналіз, Дыскусія, Культура і медыя, Навіны

Рабство – это свобода? Легализация проституции как часть либеральной утопии

0 777


Недавно подруга прислала мне ссылку на жж довольно колоритного персонажа Китти Родригес:  блог (якобы?) ведется от имени женщины, работающей в порно-индустрии  в США и отчасти в Латинской Америке.  Дама считает себя феминисткой, неплохо жонглирует экономической и гуманитарной терминологией и проповедует ценности «самореализации», право женщины на сексуальное удовольствие и выбор того, с кем и как ей его получать.

В общем, Китти  полностью попадает в редчайший типаж работницы секс-индустрии «по призванию»: мол, попала она в этот «бизнес» отнюдь не из-за ударов судьбы, которые заставили ее выбрать именно такой способ заработка, и не из-за психологических проблем или травм. Выбор был осознанным, и теперь уйма счастья и удовольствия сопровождают ее творческий и карьерный рост.

Но были у нашей порно-актрисы некоторые стереотипы, с которыми она решила, опять же, в целях самореализации, бороться, о чем поспешила поведать миру.  Порно, стриптиз – это она всегда считала искусством. Но вот проституцией как-то брезговала. Но в один прекрасный день решила – пора! Надо расти над собой! С одной стороны, многие знания – многие печали, а с другой – по-настоящему свободная женщина должна все попробовать, все испытать на собственном опыте.

Наша героиня взяла отпуск на своей основной работе и на недельку «прикрепилась» к клубу с соответствующей специализацией.  Там ее можно было заказать на дом или заняться с ней сексом не (отходя от кассы) с оплатой в кассу клуба в приват-зоне. Не буду подробно пересказывать открытия Китти, скажу лишь, что для нее они оказались исключительно приятными. Она сама выбирала, с кем ей пойти и имела возможность отказать особо несимпатичным клиентам, и потому ей удалось получить удовольствие не только от размера выручки, но и от процесса. Клиенты относились к ней «с благодарностью», давали на чай, кто-то (трогательно описывает Китти) даже с нежностью вымыл её в ванной. В общем,  как в пошлом анекдоте: девушке удалось «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться».  И, к тому же, продвинуться еще дальше по сложному и тернистому пути эмансипации, освободившись от вредоносного и закрепощающего женщину стереотипа, что секс за деньги – это ненормально, а проституция – маргинальная профессия, в которой женщина оказывается угнетенным субъектом.

Выводы, которые Китти Родригес  (называющая себя феминисткой и высказывающая приверженность «консервативному капитализму») вынесла из своего опыта, умилили меня наповал:

«на первых порах необходима защита прав работниц [секс-индустрии], особенно таких, у которых нет четкой гражданской позиции и утрачено чувство собственного достоинства».

«Государство западного типа должно быть заинтересовано в дотировании и продвижении порно не только потому, что оно приносит доход от налогов и создает занятость в таких специфических кругах, как малограмотные женщины, студенты, иммигранты и матери-одиночки, но еще и потому, что оно является «универсальным растворителем» для любых варварских идеологий — начиная от восточных культов и заканчивая исламом и коммунизмом».

«Легализация проституции должна сочетаться с уничтожением института сутенерства. Сутенер — это рабовладелец, и сидеть он должен как рабовладелец».

«Проституция остается почтенной профессией и искусством до той поры, пока у женщины не отнимают право выбора, с кем ей заниматься сексом, как и куда. Ситуации, когда девушку заставляют спать с тем, кто ей неприятен, недопустимы».

Мир, в котором существует профсоюз свободных, полных чувства собственного достоинства, счастливых проституток, которые учат языки и совершенствуют свое мастерство, чтобы конкурировать друг с другом на рынке почитаемых секс-услуг…

Мир, в котором нет сутенеров, но все желающие безработные матери-одиночки совершенно свободно выбирают себе симпатичного клиента, с которым им от души хотелось бы переспать за деньги, а потом заплатить налоги…

Мир, котором порно, проституция и приватные танцы победили, наконец, все варварские идеологии, порабощающие женские свободы…

Боюсь, что мне этот мир себе представить сложнее, чем Збигневу Бжезинскому – коммунистический рай на Североамериканском континенте.

Собственно, почему так трогает дискурс Китти Родригес, предлагающей нам считать проституцию еще одной полноправной профессией в системе специализации труда в развитом капиталистическом обществе? О масштабах распространения этой «индустрии» мы вполне осведомлены…  Да и вряд ли многие из нас с открытым осуждением или неприязнью посмотрели бы на работницу этой сферы, если бы случайно столкнулись бы в какой-то повседневной ситуации. Усвоенная (или постепенно усваиваемая) нами толерантность научила нас скорее не замечать или понимающе-сочувственно относиться к таким людям: мол, от хорошей жизни такой путь не выбирают, и никаких особых радостей он не сулит. Китти же такой подход считает результатами «убогого советско-русского  традиционалистского воспитания».

Ведь, по ее мнению, проблема не в проституции как таковой, а в неправильном ее понимании и применении.

Китти поработала неделю в специализированном заведении, которое контролирует клиента и обеспечивает безопасность девушки, где есть беспрецедентная возможность выбора клиента девушкой (пояснять, что в 99,99% случаев выбор – это привилегия исключительно клиента, полагаю, излишне?) и почувствовала себя королевой. Именно такие условия она считает эталонными.

К ним надо прибавить, конечно же, и эталонную психологию секс-работницы. Она не только не чувствует своей вины за то, что выбрала такой способ заработка (боже упаси!), а, напротив, полна самоуважения. Ей нужно не сочувствие со стороны окружающих, а признание как мастера своего дела. Она отдается профессии с головой, получая удовольствие нон-стоп. Она готова развиваться ради карьерного роста (заботиться о теле, практиковаться в танце и различных техниках, учить языки).

В общем, картинка как-то сильно отличается от того, в каких видах и формах проституция распространена (например) на постсоветском пространстве. Потрепанные жизнью, с испитыми лицами женщины, поджидающие дальнобойщиков у крупных заправок. Студентки-заочницы, приехавшие из небольших городков в столицу , зарабатывающие таким образом на съемную квартиру и «приличные» шмотки. Девушки из ПГТ, дающие за бутылку «дорогого, западного алкоголя», палку сырокопченой колбасы и за «покататься на машине» своим бывшим одноклассникам, которым удалось (в отличие от них, девушек) устроиться на мало-мальски оплачиваемую работу.

Всех их Китти предлагает, во-первых, переместить в сказочный сераль, где все они, умытые и красиво одетые (или, вернее, красиво раздетые), прошедшие курс хореографии  и иностранных языков, будут свободно выбирать себе клиентов и уединяться с ними в приватных кабинетах, на радость налоговым службам и себе любимым.

Логика и дискурс Китти Родригес, с одной стороны, выглядит как закономерное продолжение логики глянцевых женских журналов, дающих советы, как  манипулировать мужчиной с помощью  секса: «я делаю ему минет, и он в моей власти», что можноперевести на русский язык как: «я хочу купить все эти блестящие вещи и дорогие шмотки, которые рекламирует этот журнал, поэтому я делаю ему минет, и он мне их покупает». То есть оба оказываются во власти вещей и дензнаков, вступая по поводу доступа к ним в сексуальные отношения.

С другой стороны, логика Китти на миллиграмм более продвинута и больше напоминает мотивацию менеджера крупной корпорации: посмотри, как много женщин, вовлеченных в секс-индустрию, несчастны и угнетены! Соберись и не будь как они! Займи такое место, где ты будешь «выше» угнетенных, работающих на точках, в грязных притонах, с дальнобойщиками и прочими малоприятными типами.  Займи более привилегированное место в пищевой цепочке! Танцуй приватные танцы, делай массажи бизнесменам и банкирам, отличным продвинутым парням, с которыми интересно поговорить после секса. И постарайся, наконец, расслабиться и начни сама получать удовольствие! Клиент не «использует проститутку» (какой чудовищный и устаревший стереотип!), ведь сегодня проститутка и клиент – это равноправные партнеры в борьбе за удовольствие.

Похоже, эта абсурдная логика достигла апогея… Сегодня ценность «непродажности» (то есть несомненность того, некоторые вещи не подлежат обмену на деньги) сменяется ценностью конвертируемости.

Ценности и антиценности поменялись местами. Когда Маркс писал о рабочем, отчужденном от средств производства, от продукта своего труда и от своей родовой сущности, сравнивая его с проституткой, которой нечего продавать кроме своего тела и жизненных сил, чудовищность и антигуманность проституции, делающей человеческое существо несчастной вещью, беспомощным объектом манипуляций и купли-продажи была очевидной и для Маркса, и для его читателей.

В той, прежней, гуманистической логике 19 века советовать проститутке получать удовольствие – было примерно так же дико, как советовать рабочему получать оргазм при выточке деталей на станке.

А уж после энгельсовой методички по истории угнетения женщины «Происхождения семьи, частной собственности и государства» любые попытки представить проституцию как сакральное древнейшее ремесло, которое «вдруг случайно» стало маргинальным бизнесом – совершенно нелепо.

Даже фигура японской гейши тут не служит сколь бы то ни было позитивным примером женской эмансипации через профессию проститутки. Гейша – это человек, превращенный в функцию, в которой совмещается возвышенное и телесное, существо без права на индивидуальность, черты ее лица стерты, а на их место нанесены контуры универсальной маски женщины. Гейша —  священное и почитаемое существо именно по причине своей полной угнетенности, это, по сути, раб.  Именно как человек, у которого отнято всё – и собственное измерение желания, удовольствия, выбора и свободы – гейша становится сакральным  персонажем.

Китти же  всю дорогу толкует о ценностях «моей свободы», «моего удовольствия», «моего я».

Посмотрите, какая я хитренькая,  «мое» удовольствие совпало с денежным эквивалентом «удовольствия» клиента.

«Мое» понимание свободы счастливо совпало с формой, в которой меня используют, эксплуатируют.

Главное поверить:  рабство – это свобода! Секс за деньги – это двойной кайф!

Легализация проституции означает, что вместо того, чтобы бороться за право женщины на получение образования и профессии, а также социальные гарантии в случае, если она, например, одна воспитывает ребенка, мы примем и узаконим ее плачевное положение, в котором она, не имея знаний и умений, которые можно было бы предложить работодателю за достойную зарплату, предлагает единственное что у нее есть — то есть  тело —  клиенту.

Это значит, что мы смиримся с тем, что люди не равны в своих возможностях, и вступим в эру либеральной утопии, где по факту рождения в неблагополучной семье или отдаленном от метрополии районе  большое число женщин (да и мужчин) будут приговорены к такому роду деятельности.

Превращение проституции из маргинального явления в легальный бизнес, — финальный шаг к контролю сращенного с государством капитала за всеми формами легального насилия, из которых можно «отжать» деньги  (точно так же, как, например, внося неплохую долю в ВВП США, впахивают зэки в американских тюрьмах, так и проституция может внести свой посильный вклад в экономику).

Легализация проституции — это официальное, триумфальное и громогласное принятие обществом неизбежной девальвации любых ценностных иерархий…

И дело не в том, что на смену традиционной пирамиде ценностей (безусловно, ущербной уже хотя бы потому, что на ее верхушке всегда располагались семейные ценности, скомпрометированные длительной историей существования на маргиналиях семьи института проституции) приходит плюрализм этих самых иерархий, в которых привилегированное место всегда занимает «мое я» и «мое удовольствие», «мой частный интерес».

Проблема в том, что хитрость мирового духа – пардон  – капитала, заключается в том, что он всегда умело маскирует свои собственные интересы под «частный интерес» и «удовольствие» каждой конкретной Китти Родригес (которая утверждает, что наслаждается не меньше, чем ее клиент). Пока вы убеждаете себя расслабиться и получать удовольствие, да еще и за неплохие деньги, капитал попросту имеет вас.

И это уже давно легализовано.

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


восемь × 1 =

Каталог TUT.BY